—четчики

¬се пользователи форума

»нфоновости
ћишель ќкутурье: ƒиссиденты
ќпубликовано: sternman , ¬ключено: 12-10-2008

ƒоклад: ƒиссиденты


ƒиссиденты

ƒиссиденты (лат. dissidens - несогласный) - термин, который сначала западна€, а затем и советска€ печать с середины 70-х гг. примен€ла к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных област€х общественной жизни ———–. —амо €вление зародилось значительно раньше, в эпоху, непосредственно последовавшую за хрущевской Ђоттепельюї, т. е. в 1964-1968 гг. ¬ этот период значительна€ часть интеллигенции осознала расхождение между своими общественными идеалами, сформированными в основном историческим опытом и надеждами предыдущего дес€тилети€, и политическим курсом послехрущевского руководства, непосредственным толчком к такому осознанию стал судебный процесс над писател€ми ј. —ин€вским и ё. ƒаниэлем (февраль 1966 г.). Ётот суд не только способствовал кристаллизации общественного мнени€, но и стимулировал первые формы гражданской активности (прежде всего в виде петиционной кампании в защиту осужденных писателей). ¬ 1968-1969 гг. под вли€нием продолжающихс€ политических процессов (дело ј. √инзбурга - ё. √аланскова, €нварь 1968 г.) гражданска€ активность части Ђинакомысл€щихї стала приобретать признаки общественного движени€. ¬озникла определенна€ координаци€ действий; —амиздат, до того по преимуществу художественный, обогатилс€ публицистикой, социально-политической эссеистикой (например, Ђ–азмышлени€ о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободеї ј. ƒ. —ахарова), многочисленными Ђоткрытыми письмамиї и т. д.; весной 1968 г. начал выходить машинописный информационный бюллетень Ђ’роника текущих событийї. ¬ыпуски Ђ’роникиї €вл€ютс€ основным источником по истории диссидентства.

—пецифика диссидентского движени€ в истории общественных движений в –оссии определ€етс€ тем, что диссидентство как целое никогда не стремилось стать ни политической оппозицией, ни тем более политической партией. ѕопытки поставить вопрос о политических перспективах движени€ (с такими попытками исторически св€зан термин Ђдемократическое движениеї, бытовавший в конце 60-х - началу 70-х гг.) не имели успеха. ƒиссиденты никогда не имели ничего похожего на общую программу, а те из них, кто сто€л на определенной политической платформе, - от марксистской (–. и ∆. ћедведевы, ѕ. √. √ригоренко) до православно-националистической (¬. ќсипов и др.), - осознавали ее как свое личное дело, не вмещающее в себ€ диссидентство как целое. ќбщей €вл€лась гражданска€ и нравственна€ позици€, видимым следствием которой становилась общественна€ активность, противопоставленна€ господствующему конформизму. ¬ услови€х почти полного отсутстви€ гражданского общества Ђотщепенчествої становилось единственной формой реализации личности в сфере общественной жизни. “аким образом, пон€тие Ђдиссидентї изначально несло в себе принципиальную парадоксальность. ќсознать себ€ членом общества, ответственным за его судьбу, значило быть отторгнутым от общественных структур, носивших в значительной мере иллюзорный характер. ¬ этих услови€х импульс к социально значимому действию мог носить преимущественно внутренний и экзистенциальный характер; типичным примером Ђдиссидентскогої поведени€ была демонстраци€ семерых на  расной площади 25 августа 1968 г. (ее участники протестовали против ввода советских войск в „ехословакию). ¬ысокий статус Ђотщепенчестваї подкрепл€лс€ еще и тем, что диссиденты изначально придерживались принципа самоценности человеческой личности; Ђотщепенствої становилось дл€ многих средством утверждени€ суверенности личности, котора€ при дефиците работающих общественных структур оказывалась один на один с властью. ќтсюда и определенна€ настороженность большинства диссидентов по отношению к идее самоотожде-ствлени€ личности с какой бы то ни было общностью и, как следствие, принципиальность Ђнепартийностьї, Ђнеполитичностьї, Ђнеидеологичностьї движени€. ќтсюда и повышенный интерес к вопросам права - не только как к инструменту защиты человека от пос€гательств карательных органов в первую очередь как к средству построени€ гражданского общества.

’арактерно, что единственным самоназванием, которое диссиденты не получили извне, стал термин Ђправозащитникиї. ѕравозащитное течение всегда было €дром диссидентского движени€, точнее, полем пересечени€ интересов всех других течений - политических, социально-культурных, национальных, религиозных и многих других. ¬ центре внимани€ правозащитников было пополнение с правами человека в ———– и несоответствие этого положени€ ¬сеобщей декларации прав человека ќќЌ. »менно в сфере правозащитной де€тельности сформировались основные диссидентские независимые (Ђнеформальныеї, по более поздней терминологии) организации:  омитет прав человека (1970 г.), »нициативна€ группа защиты прав человека (май 1969 г.). ћосковска€ и р€д республиканских групп содействи€ выполнению ’ельсинских соглашений (начина€ с 1976 г.),  омитет защиты прав верующих,  омисси€ по расследованию использовани€ психиатрии в политических цел€х.

¬ключа€ в себ€, а отчасти порожда€ такие оформленные общественные тенденции, как, например, правозащитна€ де€тельность, диссидентство в свою очередь существовало в более широком контексте диффузного инакомысли€ большей части интеллигенции (инакомыслие, впрочем, про€вл€лось и в других социальных сло€х). ѕровести границу между инакомыслием и диссидентским движением крайне непросто: скорее всего, ее можно определить как границу между образом мыслей и типом социального поведени€. ќднако зачастую (особенно в сфере профессиональной де€тельности гуманитариев) образ мыслей оказывалс€ напр€мую сопр€женным с активной общественной позицией: таким образом, множество писателей, критиков, философов, художников оказывались нар€ду с диссидентами, на позици€х нравственного противосто€ни€ конформизму. Ќекоторых из них репрессии и другие формы давлени€ со стороны властей вытолкнули непосредственно в диссидентство. “ак по€вились литераторы-диссиденты (ј. √алич, √. ¬ладимов, ј. —олженицын, ¬. ¬ойнович), философы-диссиденты (√. ѕомеранц, Ѕ. Ўра-гин, ј. «иновьев) и др.

–азнообразные формы собственно диссидентской де€тельности до середины 70-х годов сводились в основном к получению и распространению той информации, котора€ по идеологическим соображени€м либо вовсе не затрагивалась официальной печатью, либо сознательно искажалась.   этой тематике относились: судебные и внесудебные репрессии по политическим мотивам; положение политических заключенных; национально-культурные и религиозные движени€ на ”краине, в Ћитве, в «акавказье; движение крымских татар, месхов и других народов за возвращение на родину; преследовани€ верующих различных конфессий; проблемы эмиграции; цензурный произвол в литературе.

ќчень скоро мощностей —амиздата стало недостаточно дл€ тиражировани€ этой информации, и значительна€ часть ее различными каналами начала уходить на «апад и там публиковатьс€ - возник Ђ“амиздатї. Ёто дало повод дл€ обвинени€ диссидентов в антипатриотизме, политической ангажированности и даже в работе на западные спецслужбы.

 роме экзистенциального порыва к нравственному сопротивлению, побудительным мотивом участи€ в диссидентском движении было стремление помочь конкретным люд€м, подвергшимс€ репресси€м. ƒвижение породило широкомасштабную систему помощи политзаключенным и их семь€м, конституировавшуюс€ в 1974 году в так называемый ‘онд помощи.  роме того, спорадически возникали и действовали многочисленные комитеты помощи конкретным лицам. ”частники этих комитетов помощи и самого ‘онда подвергались репресси€м.

≈ще один важный аспект активности диссидентов - их участие в самиздатской де€тельности.  роме отдельных ра~ бот, в —амиздате 70-х гг. функционировали многочисленные машинописные журналы как литературные, так и общественно-политические: Ђ¬ечеї, Ђѕоискиї, Ђѕам€тьї (периодический сборник исторических материалов) - в ћоскве; Ђ—игмаї, Ђ37ї, Ђ„асыї, Ђ∆енщина и –осси€ї - в Ћенинграде; Ђјушраї, Ђѕастогеї, Ђ–упинти€лисї, Ђѕерспективосї - в Ћитве; Ђ”краинский вестникї - на ”краине; Ђ«олотое руної - в √рузии и многие другие. »х участников - редакторов и авторов - также считали диссидентами

Ќепрекращающиес€ репрессии, с одной стороны, и массова€ эмиграци€ - с другой, не привели к заметному уменьшению количества людей, принимавших участие в диссидентском движении. ќднако с конца 70-х гг. стал кардинально мен€тьс€ состав его участников. Ќовые люди, в основном молодежь, часто воспринимали диссидентство как политическую оппозицию или как особую субкультуру, альтернативную официальной. ¬ силу особенностей движени€ оно, по мере воспри€ти€ его самими участниками как изолированного социально-культурного образовани€ с выраженной политической доминантой, таковым и становилось. —амодостаточность Ђнового диссидентстваї (предпосылки этого, впрочем, были созданы всем ходом развити€ движени€) привела, в значительной степени, к потере движением своих уникальных черт. ¬прочем, основные принципы - защита прав человека, ненасильственные действи€, гласность - новое движение в своей теории и практике сохранило.

–оль диссидентов в истории Ђпериода засто€ї сложно определить однозначно. ѕредставл€етс€, однако, что одной из важнейших общественных функций диссидентского движени€ было целеполагание, т. е. формирование и сохранение определенных общественных идеалов. ѕоследующа€ эпоха перестройки в значительной мере легализовала традиционные диссидентские лозунги: гласность, демократизаци€ общественной жизни, создание правового государства, радикальна€ реформа в экономике, открытое общество и т. д. ќднако перестройка ввела эти лозунги в области реальной политики с присущими последней свойствами компромиссности, непр€молинейного движени€, частичных решений. ƒиссидентска€ интеллигенци€ в некоторой своей части оказалась не готова к этому процессу и продолжает чувствовать себ€ хранительницей идеалов; друга€ часть современных диссидентов, в принципе соглаша€сь с необходимостью компромисса, не в состо€нии прин€ть активное участие в политической жизни страны в силу эмоционального непри€ти€ политики как рода де€тельности, - непри€ти€, присущего социально-психологическому складу традиционных диссидентов.

¬ феврале 1966 года два советских писател€, јндрей —ин€вский и ёлий ƒаниэль, которых считали авторами изданных за границей сатирических произведений, предстали в ћоскве перед судом. —овершенно не признава€ своей вины и не прос€ прощени€, как того требовали неписаные законы монолитного общества, они высказывались за свободу мысли и за право быть непохожими на других. ќни оказались в том же положении, что Ѕорис ѕастернак 8 лет назад, или Ђдикийї поэт »осиф Ѕродский, осужденный в Ћенинграде за Ђтуне€дствої в марте 1964 года. ѕодсудимые чувствовали присутствие незнакомых друзей, которые собрались перед небольшим залом заседаний, куда пускали только родственников. —уровое наказание Ђпреступниковї вызвало волну протестов и прошений, поддержанных многими западными коммунистами. ћолодой поэт јлександр √инзбург, который ранее уже отбыл наказание в исправительной колонии за создание в 1960 году первого подпольного литературного обозрени€ Ђ—интаксисї, объединил выступлени€ обвин€емых и их защитников в ЂЅелую книгуї. ќна циркулировала в машинописных распечатках и издавалась за границей.  огда его осудили, другие зан€ли его место.

—кромных возможностей —амиздата, старой печатной машинки ЂЁрикаї, котора€, по словам барда јлександра √алича (также диссидента), не делает больше 4 копий, было достаточно дл€ подрыва монополии государства на информацию. Ёти средства обеспечивали широкий резонанс борьбе, которую начал в 1967 году великий м€тежный писатель јлександр —олженицын (ему тоже пытались заткнуть рот) против всесильного —оюза писателей, инструмента государственной монополии на литературу.

¬ августе 1968 года, во врем€ советской интервенции против Ђѕражской весныї, состо€лась перва€ попытка публичного выступлени€ на  расной площади с участием Ћарисы Ѕогораз и поэтессы Ќатальи √орбаневской. ¬ступил в борьбу и академик јндрей —ахаров, Ђотец советской водородной бомбыї. Ђƒемократическое движениеї повело борьбу за уважение к правам человека, в частности за свободу выступлений. ќгонь разгорелс€, и никакие репрессии уже не смогут его погасить.

“ермин Ђдиссидентї, вз€тии из словар€ истории религий, свидетельствует о замешательстве политической мысли, марксистской или любой другой, перед этим новым феноменом. ќн родилс€ благодар€ ослаблению террора после смерти —талина.  ак и революционеры XIX века, диссиденты сегодн€шнего (или вчерашнего?) дн€ составл€ют в беспредельной –оссии незначительное меньшинство. Ќо этим и ограничиваетс€ сходство. ѕеред лицом всемогущего государства, абсолютного властелина экономической, социальной, юридической, культурной жизни и под наблюдением всеприсутствующей Ђгосбезопасностиї диссиденты кажутс€ гораздо менее опасными, чем их предшественники. ќтказ от всех попыток конспирации, вооруженной борьбы, подпольных действий, кроме чтени€ и распространени€ запрещенных произведений, частично объ€сн€ет отсутствие политической программы, сравниваемой с программами их предшественников.

Ёто отсутствие политической программы одновременно свидетельствует о более глубоком различии между революционерами XIX и XX веков. –еволюционна€ мысль с прошлого столети€ и до наших дней совпадает с мыслью о политической рациональности, котора€ была уничтожена в –оссии официальным марксизмом.

¬ласти не из садистских побуждений пытались расправитьс€ с диссидентством при помощи психиатрических больниц, в которые были помещены √алансков, Ѕуковский, ѕлющ, Ќатали€ √орбаневска€ и многие другие: совсем наоборот, это делалось с полным убеждением в собственной абсолютной правоте. ¬ глазах молчавшего большинства, образованного всеприсутствующим официальным мышлением, диссидентство приравнивалось к простому и полному отказу от рациональности. «ато принуждение со стороны государства преподноситс€ и добровольно воспринимаетс€ как благоразумие.

ѕрактика заключени€ диссидентов в психиатрические больницы одновременно показывает, в чем состоит их истинна€ сила. „тобы быть опасным, диссидентству не нужно ни оружи€, ни программы, ни даже большого количества сторонников, - ему достаточно существовать, так как уже это ставит под сомнение правомерность однопартийной системы.

ѕризнать оппозицию, даже теоретически, - значит ослабить эту правомерность, основанную на всеобщности, противоречащей разуму правды. “ермин Ђотщепенецї, возникший из образа отделенных от ствола щепок, часто используетс€ как синоним слова Ђдиссидентї и имеет сильный религиозный оттенок. ќфициальна€ логика сводит диссидентство к отщепенству и лишает его вс€кого права на политическое существование. “ак как со времен —талина простое физическое уничтожение диссидентства не использовалось, остаетс€ его устранение либо эмиграцией (сперва разрешенной евре€м, как будто дл€ содействи€ национальной интерпретации диссидента), либо при помощи психиатрических больниц.

¬озвращение —ахарова, реабилитаци€ таких покойных уже диссидентов, как Ќекрасов и √алич, шаг, сделанный навстречу Ѕродскому, —олженицыну и —ин€вскому, как будто свидетельствуют о том, что такие способы борьбы принадлежат прошлому и что советское общество, суд€ по за€влени€м √орбачева, готово признать легальное существование оппозиции. Ёто будет концом диссидентства через переход от теократического (или идеократического, что в общем одно и то же) общества, обреченного на монолитность) к светскому и демократическому обществу, основой которого €вл€етс€ плюрализм.

ћишель ќкутурье. ƒиссиденты

[ ¬ернутьс€ в раздел —татьи о диссидентах | ¬ернутьс€ в главный раздел ] —траница дл€ печати ѕослать эту статью другу

>

Ѕлок авторизации
Ќик

ѕароль



«абыли пароль?

Ќет учетной записи?
«арегистрируйтесь!

„аще читают в прессе:

ќбъ€влени€

»нфоновости


- √енераци€ страницы: 0.37913 секунд -